Антикоррупционная экспертиза как мера предупреждения коррупции
Антикоррупционная экспертиза как мера предупреждения коррупции
9 декабря по инициативе Организации Объединенных Наций ежегодно отмечается Международный день борьбы с коррупцией (International Anti-Corruption Day). Именно в этот день, 9 декабря 2003 г. в мексиканском городе Мерида на политической конференции была открыта для подписания Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (далее - Конвенция), которая вступила в силу в декабре 2005 г. Российская Федерация ратифицировала указанную Конвенцию в марте 2006 г.
Названный международный договор предусматривает различные меры по предупреждению коррупции, наказанию виновных, а также механизмы международного сотрудничества в борьбе с ней. В частности, согласно положениям части 3 статьи 5 Конвенции, каждое государство-участник стремится периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней.
Очевидно, что в приведенном положении идет речь об экспертизе правотворческой деятельности, т.е. государства обязаны оценивать принятые документы и решения с точки зрения их способности противодействовать коррупции.
В развитие указанных положений российский законодатель Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции определил антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов, основное предназначение которой – обеспечение правового пространства, исключающего для должностных лиц возможности злоупотреблять своими полномочиями, не создающего условий для вступления в коррупционные отношения и, тем самым, направленного на снижение риска совершения коррупционных правонарушений.
Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения установил Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», определивший уполномоченных на ее проведение субъектов: органы прокуратуры Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы, органы, организации, их должностные лица, принявшие нормативный правовой акт, институты гражданского общества и граждане Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области (далее - Управление) в соответствии с имеющимися полномочиями проводит антикорруционную экспертизу:
- нормативных правовых актов Белгородской области;
- уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.
Так, Управлением за период с 1 января 2016 г. по 30 октября 2016 г. проведена антикоррупционная экспертиза 816 нормативных правовых актов и 145 проектов нормативных правовых актов, а также 284 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.
Вместе с этим, в целях реализации институтами гражданского общества и гражданами Российской Федерации полномочий на проведение антикоррупционной экспертизы Министерством юстиции Российской Федерации осуществляется аккредитация экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, условиями которой являются:
для физических лиц - наличие высшего профессионального образования и стажа работы по специальности (не обязательно юридической) не менее пяти лет;
для юридических лиц - наличие в штате не менее трех сотрудников, удовлетворяющих требованиям к аккредитации физического лица в качестве независимого эксперта.
В Белгородской области уполномочены на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов 25 юридических и 2 физических лица.
Сложившаяся практика показывает, что проведению независимой антикоррупционной экспертизы, отвечающей целям введения данного института, недостает активности со стороны институтов гражданского общества, в связи с чем, приглашаем всех неравнодушных к участию в указанном государственном процессе.
Необходимую информацию о порядке аккредитации в качестве независимого эксперта можно получить на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации (minjust.ru в разделе «Противодействие коррупции»).
Подготовлено по информации, предоставленной
Управлением Министерства юстиции
Российской Федерации по Белгородской области