Детская безопасность
Безопасность детей: что зависит от родителей
Ситуация в мире и обществе вызывает у родителей все большую тревогу. Подростковые суициды, наркомания, педофилия, травля в школе, опасные группы в сети, экстремальные увлечения… Еще несколько лет назад нам казалось, что стреляющий по одноклассникам и нападающий на учителя подросток – это «не про нас». Но, увы, теперь и мы сталкиваемся с подобными вещами. Быть готовым ко всем этим опасностям стало необходимостью.
Как защитить своего ребенка? Как, не запугивая, подготовить его к возможным опасным ситуациям? Как растить детей, чтобы в будущем они не стали жертвами насилия? Об этом – наша статья.
Все начинается с семьи
Потребность в безопасности – базовая для человека. И речь идет не только об отсутствии прямой угрозы (физическое насилие, неблагополучное окружение, природные катаклизмы), но и о психологической безопасности – когда нет обесценивания, пренебрежения, запугиваний, постоянных конфликтов, несправедливости, жестокости. И если ребенку где-то небезопасно – дома, в детском саду или школе, – он не будет полноценно развиваться и учиться.
Чувство безопасности, которое ребенок должен получить в детстве – самое главное условие его будущего психического здоровья и устойчивости к негативным воздействиям извне. «Мир скорее хорош, чем плох» – такая установка формируется в первый год жизни, если рядом с малышом есть чуткий взрослый, реагирующий на его потребности (возьмет на ручки, покормит, поменяет подгузник). Ребенок растет, развивается, появляются первые «я сам», «нет» – и реакция на это родителей тоже обеспечивает его психологическую безопасность. Принимает ли семья инициативу и первые попытки самостоятельности или его запугивают Бабой Ягой, бабайкой ли тем, что заберет дядя милиционер, если он не будет делать так, как хотят родители. Вырастая, дитя «отходит» от мамы все дальше, но в идеале между ними присутствует невидимая нить – эмоциональная привязанность. Если ее нет или она нарушена, у ребенка формируются всевозможные зависимости (алкоголизм, наркомания, интернет).
Семья должна быть тылом, а не полем боя; местом, где ребенка поймут и примут, что бы он ни сделал. Именно из семьи вырастают самооценка, способность справляться с трудностями, противостоять опасностям и т.п. Неуверенному и голодному на похвалу ребенку достаточно сказать теплое слово или понимающе вздохнуть – и он будет готов пойти с этим человеком куда угодно и сделать что угодно даже с «чертом лысым».
Наркотики в жизни ребенка появляются тогда, когда в семье отсутствует взаимоуважение и есть тотальный контроль со стороны родителей. Продавцы наркотиков целенаправленно ищут проблемных подростков и предлагают им «свободу». А как попадают в секты? Там человеку говорят: «Здесь тебя примут таким, какой ты есть». Или ребенок, не приученный слышать свои потребности и уважать свои границы, приученный быть хорошим и послушным, не сможет сказать «Нет» в ситуации насилия, будет терпеть и даже никому не скажет, чтобы не травмировать своих родителей. И если дом для ребенка – это «поле битвы», где все время надо быть начеку, невозможно расслабиться, сможет ли его что-то остановить от шага в пропасть?
Для меня показатель благополучия семьи – это не деньги, дом и кол-во путешествий в год, а:
- надежно сформированная привязанность, доверительные отношения между детьми и родителями
- возможность открыто выражать свои чувства, в том числе негативные и принимать чувства других
- наличие семейных традиций, праздников, не разорванная нить поколений (ощущение принадлежности к большой семье, клану)
- где все вместе, но при этом имеют свои отдельные интересы, пространство и потребности и родители поощряют своевременное взросление и отделение детей, их самотоятельность
- где есть баланс безусловной любви, принятия и границ-правил-норм
Хотели, как лучше…
Вы удивитесь, но зачастую именно родители делают или говорят то, что формирует в ребенке толерантность к насилию, «лепит» из него потенциальную жертву или агрессора. Например, типичная фраза: «Старших надо уважать и слушаться». Казалось бы, что в ней плохого? А если этот старший причиняет боль и насилие? Его тоже надо слушаться? Ведь часто сексуальные домогательство и насилие осуществляется знакомыми семьи или даже родственниками. Послушный ребенок более уязвим: если к нему подойдет абсолютно любой взрослый и твердым голосом скажет: «Иди со мной!», он пойдет. Потому что он не привык относиться к командам взрослых критично.
Еще одна важная ошибка, которую нередко совершают родители, - воспитанием вежливости «проламывают» естественную защитную силу ребенка от посторонних людей («подойди к дедушке и поцелуй его», «невежливо не здороваться. Ну и что, что ты мало знаешь этого дядю» и т.п.). Детям по природе свойственно стесняться и сторониться незнакомых людей, игнорировать их просьбы: это инстинктивная программа следования за своим и неследования за чужим, которая за годы эволюции сформировалась для обеспечения безопасности малыша. Родителям же хочется, чтобы их ребенок был социально приятен, они начинают его стыдить за то, что он стесняется, и требовать, чтобы он был общительным и контактным с посторонними. И… в качестве побочного эффекта от послушного ребенка получают в результате ребенка, лишенного естественной защитной силы. Важно, чтобы ребенок имел право на непослушание, на неподчинение.
Или «Тише, не кричи! Что подумает о тебе тетя/дядя?» - говорит постоянно мама орущему на улице малышу. И ребенок учится не кричать ни при каких обстоятельствах. Очень важно, чтобы ребенок знал, что бывают ситуации, в которых можно и нужно нарушать все правила: кричать, драться, царапаться, делать все, чтобы защитить себя. Наш социум не любит вмешиваться в чужие проблемы, и если ребенок будет кричать «Не хочу!» или «Не пойду!», все решат, что влезать в ситуацию не надо, это родитель с ребенком, и ребенок капризничает. Объясните ребенку, какие именно слова нужно кричать в ситуации, если посторонний человек подходит к нему, берет его за руку и тащит его в машину («Я вас не знаю!»).
«Тебе показалось!» или «Он не хотел тебя обидеть!» – говорят родители дочке, которая пожаловалась на приставания двоюродного брата, обесценивая ее чувства и интуитивное ощущение опасности и оправдывая неприятные и даже неприемлемые действия по отношению к ребенку
«Ты ему нравишься!» в ответ на «мама, ну почему Саша все время ко мне пристает?». Дальнейший вариант развития событий вариант «Бьет, значит любит»
Что могут сделать родители для безопасности ребенка
- Не запугивайте ребенка.Малыша – бабайками и прочими персонажами, подросшего ребенка – ужасными рассказами о маньяках и чрезвычайны происшествиях. Лучше обеспечьте его информацией о том, что люди бывают разные, что плохие люди могут быть весьма приятными и хорошими внешне, о безопасном поведении в разных ситуациях и телефонах экстренных служб. Говорите прямо с ребенком о сексуальном насилии, об опасностях виртуального общения, приводите примеры, показывайте фильмы, покупайте книги (например, Л.Петрановская «Что делать, если…»). Важно, чтобы ребенок понимал, что безопасность важнее правил приличия.
- Научите правилу «Нет-Уйди-Расскажи».Это значит, что в ответ на домогательство и другие предложения незнакомцев нужно сказать твердое «нет»; затем немедленно отойти от этого человека, не пытаться переубеждать или спорить;сразу сказать о произошедшем кому-либо, хотя бы подруге.
- Договоритесь с ребёнком о специальном кодовом слове, которое он может произнести, когда вы ему позвоните, и это будет для вас сигналом, что за ним нужно ехать и выручать.
- Создавайте доверительные отношения с ребенком, чтобы он не боялся рассказать вам обо всем, что с ним происходит, о потенциально и реально опасных ситуациях. Ребенок должен знать, что его просто выслушают, поддержат, не будут давать советы, не будут кричать, что он разочаровал, расстроил, что вы сможете выдержать любые его эмоции. Многие из детей боялись рассказать родителям о проблеме, боясь, что родители не справятся или только сделают хуже.
- Формируйте здоровые границы личности в семье. У детей, чьи личные границы не уважались и чьи интересы не учитывались, слишком высоки шансы оказаться жертвой в любых отношениях. Ребенок должен иметь право говорить «нет», «мое» когда это нужно, в том числе родителям, позволять себе задавать неудобные вопросы, уметь быть критичен к разной информации. «Неудобные дети» в большей безопасности, чем дети «послушные».
- Давайте ребенку возможность отдыхать. Иногда родители специально загружают ребенка, чтобы у него не появлялось время «на ерунду». И тот, не имея возможности расслабиться дома, ищет другие способы, которые выходят за рамки нормы.
- Не впадайте в тотальный контроль. Постепенно делегируйте чаду ответственность за его жизнь. Важно, чтобы ребенок, особенно подросток, мог иметь свое мнение и влияние хоть на что-то в своей жизни. В противном случае он будет на стороне искать места, где сможет «рулить» своей жизнью. Что касательно интернет-пространства, не впадайте в крайности – не запрещайте, не забирайте гаджеты, а договаривайтесь. Но важно понимать, в каком именно интернет-пространстве ребенок предпочитает проводить основную часть времени, желательно вникнуть в его увлечения, понять их, для этого достаточно интересоваться, не критикуя, и чётко договориться о временных рамках использования гаджетов.
- Помогите создать ту среду, в которой ребенок будет искать и выбирать позитивные объекты влияния (учителя, тренеры, сверстники), развивать свои защитные качества личности, психологическую устойчивость.
- Прививайте и культивируйте ценность заботы о своём теле. Уважайте тело ребенка, не шутите на эту тему, особенно с подростком. И своим примером показывайте, как важно положительно относиться к своему телу, регулярно заботиться о нем (зарядки-тренировки, сбалансированное питание, душ и т.д.). Часто именно через телесные повреждения подростки «выводят» накопленное внутри напряжение, невозможность высказать свои чувства и переживания вовне. Детям помладше важно понимать, что посторонним людям нельзя прикасаться к их телу и сразу же рассказывать родителям о любой попытке это сделать.
- Заботьтесь о своей ресурсности и реализованности. Задайтесь вопросом: а есть ли в вашей жизни радость, несмотря на все проблемы и трудности? Показываете ли вы ребенку, как справляетесь с трудностями, сохраняете ли оптимизм или все время ноете и жалуетесь? Многие дети боятся взрослеть. Они не верят, что во взрослой жизни их ждет что-то хорошее. А если так, то нет смысла ценить и беречь эту жизнь. Станьте маяком для ребенка, чтобы он, отправляясь в свое плавание, мог ориентироваться на ваш свет.
____________________________________________________
Автор: Ольга Ткачук
Принципы, основы и правила безопасности жизнедеятельности детей
В современном мире основы безопасности жизнедеятельности детей включают в себя не только защиту от негативных факторов внешней среды. В первую очередь родителям необходимо позаботиться о том, чтобы малыш был подготовлен со столкновением информационного натиска. Основные принципы и правила безопасности жизнедеятельности детей, изложенные в предлагаемой статье, помогут организовать процесс воспитания в домашних условиях. Важно донести до своего подростка информацию о грозящих ему опасностях так, чтобы он поверил своим родителям, а не многочисленным «учителям» из социальных сетей и уличных компаний.
Правильно построенная работа с детьми по безопасности жизнедеятельности позволяет наладить эмоциональный контакт и владеть ситуацией по психологическому окружению школьника. Это очень важно для обеспечения безопасности жизнедеятельности детей вол внешней агрессивной информационной среде.
Научите ребенка правильному поведению
Мы не можем постоянно держать своих детей за руку. Подрастающий ребенок стремится к самостоятельности и независимости от взрослых. Это естественно, и воспрепятствовать этому невозможно. В нашем опасном и агрессивном мире ребенок должен быть защищен не только вашим постоянным присутствием рядом с ним, но и тем воспитанием, которое вы в него вложили. К сожалению, нередки случаи похищения детей с целью выкупа или насильственных действий, которые становятся трагедией для любой семьи. Организация жизнедеятельности детей начинается с того что нужно научить малыша правильному поведению во внешней среде.
С малых лет ребенок должен знать свой домашний адрес, номера телефонов, имена и фамилии родителей (могут быть разные), он должен уметь обратиться к соседям, позвонить бабушке и дедушке, чтобы позвать на помощь при необходимости. Это минимальная организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста с возможностью попросить защиты у окружающих взрослых людей.
Научите его ориентироваться в незнакомой обстановке и в случае возникновения нестандартной ситуации обратиться в службу спасения по телефону 112.
Организация безопасности жизнедеятельности детей заключается в том, что необходимо им объяснить, что они не должны вступать в контакты с незнакомыми людьми на улице и открывать дверь никому, даже если человек представляется другом или знакомым родителей. Неоднократно в криминальной хронике рассказывается о том, что похищения детей и ограбление квартиры организовывались как раз «друзьями» семьи или самого подростка.
Без разрешения ребенок не должен выходить из дома и уходить со двора во время прогулки. По дороге из школы он не должен заходить «на минутку» к Васе или Пете, не предупредив вас. Эта «минутка» может затянуться на несколько часов, которые покажутся вам вечностью, а для него пролетят мгновенно за новой увлекательной игрой на компьютере.
Контроль и «тревожная кнопка»
Приучите ребенка ставить вас в известность о своих перемещениях во времени и пространстве: «Я пошел в библиотеку, приду через час». Если по дороге из библиотеки он встретил друга и увлекся разговором или игрой, то должен сообщить об этом домашним, оберегая их нервы и собственное благополучие от нотаций и угроз: «В следующий раз никуда не пойдешь!» и т. д., сами знаете, чего можно наговорить ребенку, прождав его несколько часов в неизвестности.
Категорически запретите садиться в чужие машины, даже если очень хочется прокатиться в «крутой тачке» и дяденька ласково приглашает покататься или просит показать нужную улицу.
Познакомьтесь с родителями одноклассников и друзей вашего ребенка. Совместными усилиями легче осуществлять контроль за их действиями и похождениями и наставлять на путь истинный.
Для обеспечения безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста составьте список с адресами и телефонами их друзей-приятелей и держите его на видном месте, чтобы не пришлось судорожно рыться в записной книжке в поисках нужной информации.
Если случилась беда, и ребенок пропал, срочно обращайтесь в полицию и настаивайте на немедленных розыскных мероприятиях. С каждым днем шансы на успех уменьшаются. Необходимо иметь недавнюю фотографию пропавшего и правильно описать его одежду. Это основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, которые должны знать и соблюдать все без исключения родители.
В настоящее время вы можете гарантированно уберечь ребенка от опасных ситуаций с помощью так называемой «тревожной кнопки». Этот электронный прибор (в виде брелока, браслета, медальона) позволяет родителям всегда знать о местонахождении ребенка и уберечь его от нападения, похищения и других неприятностей путем подачи сигнала об опасности. Доверяя ребенку, не лишайте его контроля и внимания.
Юношеский максимализм в подростковом возрасте
В подростковом возрасте опасных ситуаций становится больше. Влечение к необдуманным поступкам свойственно подросткам, желающим подчеркнуть свою «удаль молодецкую», повысить самооценку и статус среди друзей, собрать «лайки» под помещенными в социальных сетях фото- и видеоотчетами о своих подвигах. Увлечение экстремальными занятиями один из способов самовыражения, желание получить необычные ощущения, вырваться из однообразия, продемонстрировать свои неординарные способности. На подвиги зовет безудержная подростковая энергия, юношеский максимализм, стремление нарушить запреты взрослых, желание быть в центре внимания и заслужить звание «крутого» парня.
Условия безопасности жизнедеятельности детей в нашем мире постоянно меняются и родителям нужно быть в курсе всех новомодных увлечений подростков. Знаете ли вы, дорогие родители, чем занимается ваш подросток в свободное время? А такие слова, как джампинг, зацепинг, руфинг, скайуокинг вам знакомы? Осуществляя формирование основ безопасности жизнедеятельности детей, поинтересуйтесь у них, не являются ли они сторонниками или участниками одного из видов этих экстремальных увлечений. Неоднократно из средств массовой информации мы получаем известия о гибели юношей или девушек, желавших запечатлеть самих себя (экстремальное селфи) на шпиле высотного здания или на стреле подъемного крана. О зацеперах, ставших инвалидами или погибших в этом последнем в жизни путешествии, уже устали рассказывать журналисты, но покончить с этим видом рискованной деятельности не удается. Руферы (путешественники по крышам) и скайуокеры (верхолазы по небоскребам, башням, мостам) покоряют высоту без страховки и специального снаряжения, чтоб
ы насладиться ощущением свободы и полета и непременно запечатлеть себя «выше всех». Нередко эта свобода освобождает «героя» от всего на свете, в первую очередь от жизни.
А теперь об опасности, пришедшей из виртуального пространства при формировании основ жизнедеятельности детей стоит помнить всегда и предупреждать её. Совсем недавно мы пережили бум подростковых самоубийств, которыми управляли в социальных сетях некие существа (людьми их назвать невозможно). Создатели сообщества «Синий кит» и ему подобных призывали подростков закончить собственную жизнь в одиночестве или в компании с друзьями, при этом приветствовалось заснять момент самоубийства на видео и выложить в интернет. Этим занимался запланированный или случайный свидетель. Размещенная в социальных сетях информация способствовала быстрому развитию сообщества и привлечению новых подписчиков. Когда ситуация стала критической, в дело вмешались правоохранительные органы. Начали проводиться задержания создателей и кураторов групп смерти, которые оказались трусливыми, жалкими и не вполне здоровыми психически. Все как один клялись, что деятельность группы была направлена не на пропаганду самоубийств, а для помощи подросткам, которые испытывали психологические проблемы.
Современные подростки научились пользоваться компьютерами раньше, чем читать и писать. Для них интернет и социальные сети – привычная среда. Им легче общаться с виртуальным собеседником, чем с родителями и друзьями. Такими детьми проще манипулировать, вовлекать их в разные группы, пропагандировать опасные развлечения и занятия, способствующие выделению адреналина. К тому же юные герои не думают о смерти, они предполагают, что после гибели возможна перезагрузка и возрождение в жизненном пространстве.
Мода на игру в суицид пошла на спад, но появилась новая игра – «Беги или умри». Это новое смертельно опасное развлечение, суть которого сводится к тому, чтобы перебежать дорогу как можно ближе к проезжающему автомобилю. А стоящие на тротуаре друзья должны зафиксировать «отважный» поступок на фото или камеру с последующим выкладыванием в интернет. Создатели игры подают ее смысл как проверку на смелость и ловкость, как соревнование между подростками в скорости, удачливости и отваге, как получение новых эмоций за счет выброса адреналина, умалчивая о возможной гибели или получении многочисленных травм, приводящих к жизни в инвалидном кресле.
И совсем недавно в интернете появилась новая игра «48-Hour Challenge» («48-часовой вызов»), которая призывает подростков старше 14 лет убегать из дома, прятаться от родителей и друзей как минимум на двое суток. За свое исчезновение «бегуны» получают баллы. Чем активнее родители ищут своих детей через социальные сети или, публикуя объявления о его пропаже, чем чаще его имя упоминается в Сети, тем больше виртуальных баллов он зарабатывает. В стремлении получить максимальное количество баллов подросток не задумывается о том, сколько горя приносит эта «забава» его родителям и близким, которые, не зная ничего о его судьбе, представляют самые трагические последствия («убили», «изнасиловали», «продали на органы»). Когда по истечении «положенного» времени подросток объявляется живым и невредимым (или его находят поисковые отряды), он не понимает, «а что я такого сделал» и даже не раскаивается в своем поступке.
В качестве заключения
Дорогие родители! В качестве заключения хотим сказать вам, что когда ваш ребенок был маленьким, вы были постоянно в курсе всех его дел. Малыши растут, а ваша забота о них, обучение детей безопасности жизнедеятельности и внимание к их интересам уменьшаются. Подростковый возраст – сложный период в жизни каждого человека, этап формирования личности. Психика у подростка очень неустойчивая, он легко подпадает под влияние окружающих людей. Пусть этими окружающими станут члены семьи, которые любят его, желают только добра и хотят оградить от опасностей. Воспитание безопасности жизнедеятельности детей в дошкольном возрасте не заканчивается, эта работа должна продолжаться вплоть до того момента, когда сможете назвать своего малыша взрослым человеком.
Не оправдывайте свою невнимательность к подросшим детям недостатком времени, хотя бы на 15 минут в день отложите все свои дела и заботы и поговорите с сыном или дочерью о том, как прошел день, что его волнует, посоветуйте, как найти выход из затруднительного положения. Общайтесь с ним, интересуйтесь его жизнью, делами, друзьями, не теряйте надолго контакта из-за мимолетного конфликта, принимайте участие в его радостях и проблемах.
Он будет рад вашему вниманию и участию и не пойдет искать общения в виртуальном мире или на улице с такими же неприкаянными ровесниками и бездумно бросаться в рискованные приключения, чтобы «пощекотать нервы» и прослыть бесстрашным и «крутым» героем.
__________________________________________________
По материалам журнала «Школьный психолог»