Почему дети теряют интерес к учебе?
[Назад]
Почему дети теряют интерес к учебе?
Детей, которые бы любили учиться, почти не найти. Обычно учеба начинается с энтузиазмом, но к третьему классу каждый второй ученик не хочет читать, считать и вообще ходить в школу. Почему так происходит, и какой вклад в эту ситуацию вносят родители?
Из чего состоит интерес
Игра - ведущий вид деятельности у маленьких детей. С возрастом у ребенка изменяются его психические функции, меняется вид его деятельности (игровая становится учебной). Наглядно-образное мышление переходит в словесно-логическое. Особенности развития проявляются в изменении психических процессов. Вкратце можно обозначить следующие:
- Внимание. Специалисты различают непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное преобладает в дошкольном возрасте. С наступлением периода обучения бо́льшая роль отводится произвольному, происходит развитие волевых усилий.
- Восприятие. Сначала восприятие связано с эмоциями и ощущениями при взаимодействии с предметом, оно направлено на действия (действия являются главной целью). По мере взросления ребенка уже само восприятие становится целью, а действия — средством для достижения этой цели.
- Память и мышление. Механическая память сменяется смысловой, наглядно-образное мышление меняется на абстрактное (или словесно-логическое). Появляются (в начальной своей форме) такие понятия мышления, как сравнение, критичность, творческий подход к задаче и т. п.
Что такое познавательный интерес
Потребность в познании окружающего мира заложена в человеке самой природой. Процессы становления личности, психическое развитие и начало осознавания себя как части этого мира начинают происходить в человеке (в той или иной степени) практически с момента его рождения. Известно, что развитие личностной, мотивационной, эмоциональной и когнитивной сфер человека в раннем возрасте происходит через усиление познавательной активности, которая трансформируется в получение какого-то опыта. В этот период движущей силой является интерес.
Что-то интересует ребенка больше, что-то меньше, это известно всем родителям. Степень заинтересованности напрямую связана с получением эмоционального отклика. Переживания, полученные малышом, будут либо поддерживать интерес, либо гасить его. Это очень важный момент, о котором нельзя забывать родителям — получение различных эмоций и переживание их ребенком от взаимодействия с ситуациями, предметами или явлениями будут формировать его дальнейшее отношение к этому.
Составляющие интереса
Интерес ребенка складывается из любопытства (т. н. «первичный» интерес, знакомство с «новым»), любознательности (желание лучше узнать предмет или явление, его свойства и т. д. Метод взаимодействия здесь — исследование (либо просто вопросы взрослым). Эмоциональный аспект — ребенок получает радость от познания). Наконец, познавательный интерес как таковой — здесь ребенок получает первые навыки взаимодействия с некой задачей, которая побуждает его самостоятельно разобраться в ее сущности, смысле (например, разобранные игрушки).
Что удерживает интерес ребенка
Кроме влияния взрослых, есть две составляющие, влияющие на удержание интереса. Это самостоятельность в познании и мотивация к познанию (познавательная мотивация).
Самостоятельность в познании проявляется следующим образом: ребенок стремится узнать конкретный ответ на вопрос о предмете, но полученный ответ таков, что вызывает у ребенка новый вопрос и побуждает его к новому исследованию. Ребенок сам стремится получить новые знания. Эта составляющая с раннего возраста формирует в ребенке развитие его волевой сферы (способность к преодолению трудностей, доведение дела до конца и т. д.).
Вторая составляющая напрямую связана с вниманием ребенка. Известно, что маленькие дети не способны эффективно управлять вниманием в силу своего возраста. Помнить о цели и концентрировать внимание на поставленной задаче — основы формирования мотивации. И здесь уже важно, как взрослый поможет ребенку управлять вниманием, чтобы не отбить у малыша охоту к исследованию. Взрослым важно помнить некоторые моменты:
Эмоциональная поддержка и похвала. Даже при отсутствии результата можно найти за что похвалить ребенка, а поддержка его действий в любом случае будет подбадривать. Другое дело, что ребенок в своих действиях может ошибаться, тогда задача взрослых — подсказать другой вариант.
«Подсказать» — не значит просто дать ребенку готовое решение. Правильным вариантом будет предложение ребенку выбора, предложение рассмотреть какой-то другой вариант. Включение работы мозга лучше всего стимулирует к деятельности, не делая решение задачи тяжким и ненавистным грузом.
Эмоциональная близость с ребенком — также важная мотивационная составляющая. Обсуждение его успехов и неудач, разделение с ним его переживаний помогает ребенку чувствовать себя безопасно. Ему не нужно будет уходить в себя для решения каких-то своих вопросов, а ощущение того, что он в любой момент может поделиться своими переживаниями и получить поддержку, только усилит доверительную связь в семье.
Однако в реальной жизни родителей больше интересует не поддержание познавательного интереса ребенка, а решение проблемы нежелания ребенка учиться в школе.
Когда дети не хотят учиться.
Топ-5 ошибок родителей
Хотите верьте, хотите — нет, но в большинстве случаев нежелание детей учиться в школе возникает совсем не из-за самих детей, а из-за взрослых. Причин много. Вкратце можно выделить следующие:
- Ситуация в семье.
Может быть, не самая частая, но одна из самых важных. Любой конфликт между взрослыми членами семьи всегда затрагивает ребенка. Ему даже не обязательно знать о проблеме или присутствовать при ссоре. Дети очень точно улавливают эмоциональный семейный фон, и если что-то не в порядке — будьте уверены, они это почувствуют. Неважно, совсем маленький ребенок или подросток — любые семейные проблемы тяжелее всего будут отражаться на них.
- Ситуация в школе (конфликты и т. п. с одноклассниками и учителями)
Больше относится к средним и старшим классам. Если даже родители искренне интересуются, как у ребенка идут дела в школе, часто единственным источником информации об этом является сам ребенок. Здесь важен момент доверительных отношений в семье. Подростки не склонны делиться своими проблемами с родителями, однако переживают они эти проблемы вполне «по-взрослому», и то, что взрослому человеку кажется малозначительным или смешным, для ребенка вполне серьезно и даже фатально. Поэтому родители должны оставаться внимательными к ребенку и не игнорировать проблемы с успеваемостью или изменения в поведении ребенка (уход в себя, агрессию и т.д.).
- Родительская гиперопека
Родители, контролирующие каждый шаг малыша, продолжают так же поступать и тогда, когда ребенок идет в школу и начинает социализироваться и учиться самостоятельности. В принципе, ребенку может подходить, что папа или мама собирают ему портфель и лучше его знают, какие у него уроки. Однако такими действиями родители лишают ребенка права собственного выбора, что приводит к низкой самооценке и к отсутствию мотивации к получению знаний.
- Родительский контроль
То же самое, что и в предыдущем пункте, но с другим знаком. Наказания за плохие оценки, требования исполнять приказы, возложение на ребенка жестких «обязанностей» могут отбить желание учиться всерьез и надолго.
Следует понимать, что и контроль и опека должны присутствовать в равной степени, ребенку необходимо как одно, так и другое, главная задача родителей здесь — знать меру и четко понимать адекватность своих требований.
- Родительская проекция
Не секрет, что многие родители неосознанно пытаются через своих детей разрешить свои собственные несбывшиеся мечты и желания. Сами того не желая, родители напрочь забывают, что их ребенок — самостоятельная личность со своими собственными желаниями, предпочтениями и интересами. Конечно, родителям приятно видеть, что «Коля — вылитый папа», а «Маша — ну точно, я в детстве». Но... Забудьте об этом. Ребенок вправе сам выбирать кирпичики, из которых будет строится его собственная жизнь. (Естественно, не без помощи родителей.)
Другие причины
Рассмотренные выше моменты — это то, на что стоит обращать внимание родителям, к детям это имеет меньшее отношение (если вообще имеет), но существует масса других причин, которые также влияют на отношение ребенка к обучающему процессу. Это особенности возраста, гиперактивность, темперамент, психо- и интеллектуальная готовность к обучению, скука, возрастные потребности, чрезмерные нагрузки, клиповое мышление и т. д.
Избежать этих проблем вполне возможно. Главное — помнить, что в основе взаимоотношений родителей и детей лежит честность, эмоциональная открытость, доверие и любовь.
МБУССЗН «Комплексный центр социального
обслуживания населения Борисовского района»
Психолог в социальной сфере О.И. Радченко
8(47246)5-04-85
[Назад]